Проблема, как сократить путь из столиц к Тихому океану, была издавна актуальна для России. Но только с началом строительства железных дорог представилась возможность ее решить. В 1858 году генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский представил царю проект постройки железной дороги от Волги к Байкалу. Еще раньше эту идею пропагандировал чиновник Министерства внутренних дел Евгений Васильевич Богданович, человек разносторонней одаренности и неукротимой энергии.

Е.В. Богданович предлагал построить магистраль через Урал до Тюмени, а дальше вести её по водоразделам рек в Восточную Сибирь. Он подсчитал, что строительство железной дороги в 700 вёрст обойдётся казне примерно в 48 млн. рублей, по тем временам это составляло 1/20 доходной части бюджета империи. Цифра эта повергла сановников и министров в ужас. Однако Богданович не отступил. Благодаря его усилиям, в прессе было развернуто  PR-наступление на столицы и было доказано, что железная дорога для горнорудной индустрии Урала и бескрайней Сибири не просто важна, а жизненно необходима.

В 1872-1884 годах начались первые изыскательские работы. В число сторонников скорейшего строительства железной дороги до Владивостока включилось военное ведомство. Потребность строительства дороги диктовалось ещё и стремлением России усилить свое влияние в Китае, чтобы стать владычицей Азии.

В 1883-1885 годах была построена ветка Екатеринбург – Тюмень. Рельсовый путь впервые достиг сибирской земли, эта дорога связала бассейн двух крупных рек – европейской Камы и сибирской Оби, и значительно облегчила продвижение за Урал переселенческих потоков.

На строительство Транссибирской магистрали ушло почти двадцать лет, особенно неприступным было Забайкалье, много проблем вставало при эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). В августе 1903 года в мировой печати появились сообщения об открытии сквозного пассажирского движения до Владивостока, которые произвели большое впечатление на европейское общество.

Поезда-экспрессы, курсировавшие от Балтики до Тихого океана, состояли исключительно из вагонов I и II классов и отличались повышенной комфортностью, как сказали бы сегодня. В частности, в них были предусмотрены рестораны и разнообразные удобства для пассажиров, в том числе – чай во время всего следования по маршруту. Несмотря на то, что билет на такой экспресс был недешев, путешествие по новому маршруту давало значительную экономию времени и денег. Скажем, добраться от Лондона до Шанхая по Транссибу оказалось в 135 раза быстрее и почти в 2 раза дешевле, чем пароходом через Суэцкий канал или Канаду.

 Исторический маршрут Великого сибирского пути с 1903 года до конца 1920-х годов проходил из Москвы через Рязань – Ряжск – Пензу – Сызрань – Самару – Уфу – Челябинск – Курган – Петропавловск – Омск – Красноярск – Иркутск – Байкал – Мысовую – Верхнеудинск – Читу – Маньчжурию – Харбин – Гродеково до Владивостока. Доехать из Санкт-Петербурга до Владивостока можно было следующим маршрутом: через Череповец – Вологду – Буй – Шарью – Вятку – Пермь – Нижний Тагил – Екатеринбург – Кыштым – Челябинск – Омск, далее по известному пути до Владивостока. В 1909 году этот маршрут «выровняли»: от Перми до Екатеринбурга была построена более короткая дорога через Кунгур, а с октября 1913 года поезда от столицы империи пошли по еще более короткому пути – от Екатеринбурга через Тюмень до Омска.

 

На 1814 км Транссибирской магистрали стоит город Екатеринбург, узел дорог семи направлений: на Пермь, Казань, Челябинск, Курган, Тюмень, Тавду и Нижний Тагил.

На 1913 км Транссиба стоит город Богданович, названный так в честь полковника ЕВ.Богдановича, чьими стараниями была проложена железная дорога от Екатеринбурга до Тюмени.

 

Транссибирская магистраль

Музейно-туристический комплекс «Чудовы истоки»

 

623530, Свердловская область, городской округ Богданович, деревня Чудова,

ул. Набережная, 30

Муниципальное автономное учреждение культуры «Центр современной культурной среды городского округа Богданович»

 

Богдановичский краеведческий музей

 

Адрес: 623530, Свердловская область,

г. Богданович, ул. Советская, 2

Тел. 8 (34376) 2-22-20

Время посещения музея:

вторник – пятница  с 8:30 до 17:00,

суббота с 10:30 до 19:00

Выходные дни: воскресенье и понедельник

сайт: http://museum.ukmpi.ru

 

Концепция, содержание, иллюстрирование, разработка сайта:"Информационно-издательский центр "РГ-Урал" ©, 2015