Возникновение традиций и формирование особого культурного пространства на географически обособленной территории характерно отнюдь не для всех национальных культур. И наиболее ярко феномен региональной культуры проявляется в России, на землях, когда-то бывших окраинами – Урале и Сибири.

Для создания региональной культуры характерны два этапа, первый – это включение нового географического пространства в поле освоения «материнской культуры» (ситуация «открытия» в той или иной степени характерна для многих регионов России), и второй – освоение новой родины переселенцами, межкультурная коммуникация с «аборигенами» и создание нового типа культурной среды.

С давних пор на уральской земле селились народы, разные по языку и уровню культурно-бытового развития – коми-пермяки, манси, ханты, башкиры, татары, марийцы, калмыки и др. Русское население Урала, принесшее на новые земли северно-среднерусские традиции, значительные пространства и природные богатства своего нового «дома» приспосабливало для своей жизнедеятельности.

Сложный этнический состав населения, различие природной среды, смежность территорий проживания народов, общность хозяйственно-экономического быта обусловили ассимиляцию и консолидацию уральцев. При этом отмечено, что русское население Среднего Урала приобрело в некоторых районах специфические черты и оттенки культуры и быта коренного населения.

Так, среди жителей Урала существует поверье о необходимости проявления особого уважения в отношении несметных сокровищ Урала – русские старожилы, осевшие на пахотных землях Зауралья в XVII-XVIII веках, переняли эти местные верования от финно-угорских племен.

Взаимосвязи народов отразились и в хозяйственных постройках. Например, в XVIII веке коми-пермяки заимствовали русский овин, русские на территориях с преобладающим охотничьим промыслом переняли от манси удобную и простую постройку – лабаз – на высоких столбах, в которой сберегались от хищных птиц и зверей продукты охотников и добытая дичь, пушнина. Русские первопоселенцы в местах проживания манси поначалу также занимались охотой и рыболовством, заимствуя у аборигенов соответствующие орудия труда и приемы ведения этих промыслов. Но хозяйственная деятельность их постоянно расширялась за счет хлебопашества на плодородных землях и животноводства. К ним русские приучали и манси. Одежда уральских манси за длительное время приобрела черты северорусского костюма. Большое значение в жизни коренных народов Зауралья имела береста, что переняли и русские – из бересты изготовлялись крыши для жилищ, всевозможная утварь и посуда.

Своеобразием этнического формирования крестьянского населения стало проживание русских в слободах. Слобода – особый вид поселения в истории России, который использовался при освоении новых земель. На момент его основания жители имели освобождение («свободу») от какой-либо государственной повинности.

В XVII веке такой вид поселения массово использовался при заселении уральских и сибирских земель – переселенцам из центральной России давалась личная свобода, на несколько лет они были освобождены от уплаты податей в казну. Для «охочих» людей, казаков, крепостных пашенных крестьян это был шанс начать новую, свободную жизнь.

Так были основаны многочисленные слободы: Тагильская, Арамашевская, Невьянская, Белоярская, Ирбеевская, Камышловская, Усть-Ницинская, Краснослободская, Туринская. Все они стояли оплотом государства на «засечных» линиях на «государевой» дороге в Сибирь. В первой половине XVIII века дарованные льготы были отменены и слободы превратились в обычные сёла или поселения городского типа. К 1900 году слободой называлось «большое село, где более одной церкви, торг или ярмарка или волостное правление», а также «промышленное, фабричное село, где крестьяне почти не пашут» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона).

Для сельского населения Урала и Зауралья такими ярмарочными центрами стали Ирбит (первоначально Ирбеевская слобода) и Камышлов (Камышловская слобода) – в течение всего года работал ярмарочный цикл, который был соотнесен с сельским бытом.

На формирование материальной культуры Урала огромное влияние оказали горные заводы – вернее их производства. В каждой сельской семье были в обиходе медная и жестяная посуда заводского и фабричного производства, невьянские сундуки, тагильские подносы, декоративные чугунные изделия из Каслей и т.д. А туеса из бересты и бондарные изделия изготавливали ремесленным способом в ближайших слободах.

Коллекции Музея народного быта в деревне Чудово прекрасно иллюстрируют хозяйственную деятельность, традиционный бытовой уклад, материальную и духовную культуру русского сельского населения Уральского региона.

В музее представлены множество типичных экспонатов крестьянского быта и ремёсел – утюгов, самоваров, сундуков, прялок, ткацких станков и прочей утвари, воссозданы интерьеры столярной и бондарной мастерских, деревенской торговой лавки, и даже кабинета сельсовета.

Также экспозиция, посвященная народному быту XIX – начало XX века, представлена в Богдановичском краеведческом музее.

Типичность и своеобразие уральской культуры буквально «пронизывает» посетителей экспозиций и дает самое полное впечатление об уральском сельском быте.

Традиции и быт

русского сельского населения Урала

Музейно-туристический комплекс «Чудовы истоки»

 

623530, Свердловская область, городской округ Богданович, деревня Чудова,

ул. Набережная, 30

Муниципальное автономное учреждение культуры «Центр современной культурной среды городского округа Богданович»

 

Богдановичский краеведческий музей

 

Адрес: 623530, Свердловская область,

г. Богданович, ул. Советская, 2

Тел. 8 (34376) 2-22-20

Время посещения музея:

вторник – пятница  с 8:30 до 17:00,

суббота с 10:30 до 19:00

Выходные дни: воскресенье и понедельник

сайт: http://museum.ukmpi.ru

 

Концепция, содержание, иллюстрирование, разработка сайта:"Информационно-издательский центр "РГ-Урал" ©, 2015