Большой Сибирский тракт, иначе – Великий тракт или Осьмая государственная дорога, – старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь к границам Китая.

Общая протяжённость пути из Москвы до Пекина составляла, по одним подсчетам, 8332 версты, по другим – 8839 вёрст.

Пути через Уральский хребет существовали с незапамятных времен. В тундрах крайнего Севера, где обитали в основном ненцы, хребет пересекали используя нарты, запряженные в оленьи или собачьи упряжки. В таёжной зоне обитали коми, манси, ханты, которые передвигались по рекам, пользуясь лодками-долбленками, изготовленными из ствола толстого дерева. В равнинных и горных степях и лесах Южного Урала, где кочевали башкиры, преобладали конные дороги. Русские, пришедшие в эти места, вначале освоили дороги через северную часть гор.

С 1598 года статусом «государевой» обладала Бабиновская дорога, открытая крестьянином Артемием Бабиновым от Соликамска до Верхотурья.

Но уже к середине XVIII века на Среднем Урале начал складываться крупнейший горнопромышленный район. Было бы нелепым поддерживать с ним связь через Соликамск – Верхотурье – Тюмень. Это показала первая же попытка доставить с Каменского завода по Бабиновской дороге в Москву обоз с пушками и снарядами. Выручила Чусовая. Раз в год, в период весеннего половодья, когда уровень воды в Чусовой резко повышается и скорость течения намного возрастает, большие гружёные барки стремглав «долетали» до Камы, где грузы перегружались на более крупные суда.

С промышленным развитием Урала стала формироваться и сухопутная сеть дорог. Самой значимой среди них была та, что шла от Екатеринбурга на восток – в Тюмень, и на запад – в Кунгур. В 1745 году по ней уже была налажена почтовая связь из Москвы через Екатеринбург до Тобольска.

Новая дорога от Москвы через Урал в Сибирь ещё долгие годы достраивалась, спрямлялась. В 1783 году она была официально узаконена в качестве нового Большого Московско-Сибирского тракта, взамен потерявшей свое былое значение Бабиновской дороги.

Сибирский тракт шёл из Москвы через Муром, Арзамас, Козьмодемьянск, Казань, Осу, Пермь, Кунгур, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Большие Уки, Тару, Каинск, Колывань, Томск. Далее северная ветка шла на Енисейск, Якутск, Охотск, а южная – на Иркутск, Верхнеудинск. После Верхнеудинска дорога опять раздваивалась: одна шла далее на Нерчинск и вдоль Шилки и Амура, а втора заворачивала на юг до Кяхты (на границе с Китаем). Именно эту южную ветку называли «Чайный путь».

Для строительства и содержания этой самой протяженной в мире сухопутной дороги требовалось огромное количество ресурсов. Каждый участок Великого тракта нужно было ремонтировать, строить мосты, стелить гати, содержать почтовые станции и постоялые дворы.

Поначалу дорога представляла собой бесконечные верстовые столбы, переправы через реки и горы, перелески и гати. Затем по распоряжению Екатерины II вдоль тракта были высажены берёзы на расстоянии четырех аршин (2,84 метра) друг от друга, чтобы путники не теряли дорогу в снег и непогоду. Эти старые березы, которые так и называются «екатерининскими», всё ещё встречаются на Сибирском тракте.

В 1800–1811 годах по предписанию Пермского губернатора Модераха государева дорога была расширена до 6 сажен, измерена, ограничена верстовыми столбами.

В 1817 году специальным Указом Александра I были утверждены новые правила устройства почтовых трактов: под дорогу отводилась полоса шириной 30 сажен (60 метров), из них 8-10 сажен предназначали непосредственно для проезжей дороги. По 5 сажен по каждой стороне отводили для канав и придорожных березовых аллей, остальную часть полосы, огражденной по бокам канавами, отвели для прогона скота. Каждому крестьянскому хозяйству притрактовых деревень был дан «урок» посадить на придорожной полосе по нескольку берёз и следить за их выживанием; ответственность за сохранность берёз ложилась на общину.

Этим же Указом предписывалось в местах расположения почтовых станций учредить этапы – пункты для дневок и ночёвок арестантов с постройкой специальных тюремных зданий. Так, ещё до недавнего времени в селе Грязновском, что в 7 верстах от деревни Чудовo, стояла почтовая станция, где останавливались декабристы и другие именитые арестанты по дороге на каторгу.

В настоящее время в границах Свердловской области Сибирский тракт проходит по городам Ачит, Бисерть, Ревда, Екатеринбург, далее через посёлок Белоярский, города Богданович, Камышлов, Пышма, Талица и Тугулым.

Европейский участок дороги, до Екатеринбурга, называют Московским трактом – это федеральная трасса Р-242. За Екатеринбургом тракт именуют Сибирским – это федеральная трасса Р-351.

Большой Сибирский тракт

Почтовая станция в селе Грязновском

Музейно-туристический комплекс «Чудовы истоки»

 

623530, Свердловская область, городской округ Богданович, деревня Чудова,

ул. Набережная, 30

Муниципальное автономное учреждение культуры «Центр современной культурной среды городского округа Богданович»

 

Богдановичский краеведческий музей

 

Адрес: 623530, Свердловская область,

г. Богданович, ул. Советская, 2

Тел. 8 (34376) 2-22-20

Время посещения музея:

вторник – пятница  с 8:30 до 17:00,

суббота с 10:30 до 19:00

Выходные дни: воскресенье и понедельник

сайт: http://museum.ukmpi.ru

 

Концепция, содержание, иллюстрирование, разработка сайта:"Информационно-издательский центр "РГ-Урал" ©, 2015